Пятница, 2024-04-26
САЙТ-ПОРТФОЛИО СИЛЬВАНОВИЧ АННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [11]
Сайт существует
Банк портфолио
Банк Интернет-портфолио учителей
Наш опрос
Кто Вы, посетители сайта?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Семинар-практикум для педагогов "Сохранение психологического здоровья"
[ Скачать с сервера (61.2 Kb) ] 2017-07-30, 2:02 PM
Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагога» Синдром профессионального выгорания – самая распространенная в наше время и наиболее опасная профессиональная болезнь педагогических работников. Этот синдром развивается на фоне хронического стресса, которому подвержены многие современные педагоги. Воспитатель, испытывающий постоянный стресс, не в состоянии поддерживать воспитательно-образовательный процесс на должном уровне, у него часто возникают конфликты с детьми, родителями, коллегами. Среди разнообразных форм работы педагога-психолога ДОУ по предотвращению синдрома эмоционального выгорания и преодолению стресса наиболее эффективна интерактивная форма. Задачи семинара-практикума. - Знакомство с понятиями «стресс», «дистресс», «эмоциональное выгорание»; - определение участниками семинара своего отношения к профессии; - анализ признаков эмоционального выгорания; - определение источников, вызывающих неудовлетворение профессиональной деятельностью; - выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста; - получение психологической поддержки (например, снятие напряжения за счет накопившихся негативных эмоций). Время проведения. 1 час 30 мин. Материал и оборудование.Небольшие предметы (часы, конфета, кубик, карандаш, игрушка, ручка и т.д.). Листочки бумаги для записей. Мешочек. Таблицы «Герб моей души». Таблица «Причины возникновения стресса и способы его преодоления» (Презентация). Анкеты «Выявление признаков эмоционального выгорания педагога», «Определение уровня стрессоустойчивости педагога». Схемы «Колесо жизни». Лист ватмана для записи ответов участников семинара. Простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, кнопки, скотч, клей. Журналы, буклеты, открытки. Бочонок (коробка, банка). Карточки с написанными на них позитивными установками. Памятки «Рекомендации по преодолению стресса и сохранению психофизического здоровья». Аудиозаписи шума моря, звуков фортопьяно, криков дельфинов и чаек. Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике, обсудим способы преодоления стресса, применим некоторые из них. Научимся преодолевать негативные эмоции и применять приемы релаксации. Проведем экспересс-диагностику по выявлению синдрома эмоционального выгорания и стрессоустойчивости. Порисуем и просто отдохнем. Упражнение «Выбери предмет» (приветствие) Цель. Сплочение коллектива, создание эмоционально благоприятной атмосферы. Участники семинара-практикума садятся в круг. В центре стоит маленький стол (стул), на котором разложены предметы. Педагог-психолог предлагает каждому участнику выбрать понравившийся предмет и объяснить, почему он его выбрал и какие личностные ассоциации у него при этом возникли. (я выбрал будильник. Я очень пунктуален и точный.) Упражнение «Волшебный мешочек» (ожидания). Педагог-психолог раздает участникам листочки бумаги и карандаши. Предлагает написать ответ на вопрос «Чего вы ожидаете от сегодняшней встречи?» и сложить листочки в мешочек. Релаксация (аудиозапись шума моря, звуков фортопиано, криков дельфинов и чаек). Педагог-психолог. Уважаемые коллеги, закроем глаза и мысленно отправимся на берег моря, чтобы освободиться от напряжения и стрессов, полученных за день. Упражнение «Герб моей души». Цель. Развивать позитивноесамовосприятие, уверенность в себе, повышать самооценку. Создавать позитивный рабочий микроклимат в группе. Участникам предлагается заполнить таблицу «Герб моей души». (ТАБЛИЦА) Педагог-психолог. Стресс – защитная реакция организма, направленная на определение жизненных ситуаций. Психологический стресс бывает информационным (вызван слишком большим объемом информации) и эмоциональным (связан с ощущением угрозы, чувством незащищенности). Эмоционально положительный стресс способствует «активизации вкуса к жизни». Любая нормальная деятельность, например игра в шахматы, может вызвать значительный стресс, не причинив человеку никакого вреда. Эмоционально отрицательный стресс – дистресс – связан с выраженными негативными эмоциями и оказывает отрицательное влияние на здоровье. Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психологического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов требует это вдвойне. Таблица «Причины возникновения стресса и способы его преодоления». Педагог-психолог вывешивает на доску лист ватмана с таблицей. Педагог-психолог перечисляет причины возникновения стресса у педагога, связанные с его работой, и прикрепляет к листу ватмана яркие листы бумаги, на которых написаны эти причины. Педагог-психолог перечисляет способы преодоления стресса и прикрепляет к листу ватмана яркие листы бумаги, на которых написаны эти способы. Участники семинара – практикума обсуждают (анализируют) способы преодоления стресса и приемы психопрофилактики. Анкеты «Выявление признаков эмоционального выгорания педагога», «Определение уровня стрессоустойчивости педагога». Цель. Выявить наличие или отсутствие у участников семинара-практикума признаков синдрома эмоционального выгорания. Определить уровень стрессоустойчивости. Развить навыки самоанализа, рефлексии. Участники семинара – практикума заполняют анкеты. После их анализа обсуждаются результаты анкетирования. Упражнение «Колесо жизни» Цель. Выявить проблемные зоны различных сфер жизни педагога. Первый вариант. Каждый участник семинара-практикума получает схему «Колесо жизни» - круг, разделенный на сегменты, обозначающий жизненные сферы человека. Оси сегментов сходятся в центре – это точка отсчета, конец каждой оси – стопроцентный (идеальный) результат. Отметка на оси 10 процентов. Если педагог оценивает свое здоровье на 50 процентов, то ставит отметку посередине оси сектора «Здоровье». По этому принципу ставятся отметки на каждой оси. Затем все отметки педагог соединяет линией. В идеале должен получится круг «колесо жизни». Если круг не получился, то психолог видит, с какими сферами ему надо работать. Второй вариант. Педагог заштриховывает часть сегмента каждой жизненной сферы в соответствии с тем, на сколько процентов эта сфера задействована. Тест «Путешествие» Педагог-психолог предлагает участникам семинара – практикума представить, как они путешествуют по определенному маршруту. Ответы записывают на листе ватмана. - Ты идешь по лесу? Какой это лес? Какая погода? Кто рядом с тобой? - Ты выходишь на поляну и видишь источник. Какой он? Ты к нему подойдешь? Будешь из него пить? - Вдруг на полянку выскакивает зверь. Какой он? Что он делает? А что делаешь ты? - Ты идешь дальше. Попадаешь на берег реки. Какая она? Ты будешь перебираться на другой берег или останешься на этом берегу? Если будешь перебираться, то каким образом? - Ты оказался на другой стороне реки, (или остался на этой) и наткнулся на дом. Какой он? - Ты заходишь в дом. Посмотри вокруг, расскажи о нем. В какую комнату ты зашел сначала? Какие комнаты еще есть в доме? Ты пойдешь в подвал или на чердак? Расскажи, что там лежит или кто там живет. - Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди -забор. Ты попытаешься оказаться за забором? Если да, то каким образом? - Ты долго шел и наконец оказался на берегу моря. Над морем летают чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут? - В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он находится от берега? Ты будешь добираться до него? Расшифровка символов. Лес. Символизирует, как человек воспринимает жизнь и свое место в ней. Обратите внимание на сам лес. Насколько вам комфортно в нем? Источник. Восприятие всего нового, что дает нам жизнь. Если человек видит грязный источник, то он не привык ждать от жизни радости и милости. Зверь. Символизирует, как человек видит других людей. Кто первым идет на контакт – человек или животное? Или они игнорируют друг друга? Так вы сможете проанализировать отношения между собой и социумом. Речка и забор. Символы препятствий. Как человек их воспринимает? Будет ли он преодолевать их или остановится? Дом. Символ семьи. Какой это дом: чистый, уютный или грязный, загроможденный? Важно, на какую деталь человек обратил внимание: крыша с дырками, открыты или закрыты входные двери. Если описываются не все названные комнаты, значит, какая – то сфера жизни или какой-то член семьи подсознательно игнорируется. Чердак – знания, умения, навыки. Хорошо, когда он представлен аккуратным, где все разложено по полочкам. Если там живут веселые коты или добрые птицы, это свидетельствует о развитии воображения и фантазии человека. Если чердак загроможден – это значит, что в голове «мусор». Подвал – символ подсознания. Если человек охотно «лезет» в подвал и с удовольствием там находится, то, скорее всего, подсознательные страхи его не очень тревожат. Чайки на море. Это родственники. Посмотрите, как они себя ведут, что делают. Корабль. Заветная мечта. Если вы видите корабль ясно и чеко, то вы знаете чего хотите. Корабль, потрепанный в штормах,- явный признак разочарования. Еще хуже, если человек говорит о корабле с грустью или сразу описывает препятствия: нет лодки, чтобы добраться до берега, нет желания к нему плыть и т.д. Это говорит о том, что человек не верит в свои силы. Коллажи «Нет – негативу!», «Да – позитиву!» (арт-терапия). Участники делятся на две группы. Одна группа делает коллаж из иллюстраций с изображением факторов, которые негативно влияют на психологическое здоровье, другая группа - коллаж из иллюстраций с изображением факторов, способствующих укреплению и сохранению психофизического здоровья и позитивно влияющих на настроение. После обсуждения педагоги перечеркивают красным маркером иллюстрации с изображением факторов, которые негативно влияют на психофизическое здоровье педагогов. Упражнение «Подводные камни» Участники сидят в кругу в расслабленной позе и представляют, что они посреди бурной горной реки. Чтобы их не унесло быстрым течением, они вынуждены крепко держаться за большой камень. Пока педагог-психолог рассказывает притчу, участники мысленно продолжают держаться за камень. Притча про подводные камни. Педагог-психолог. Один из героев книги Ричарда Баха «Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии» рассказывает притчу о подводных жителях. На дне реки с очень сильным течением жили существа, которые умели дышать под водой. Всю жизнь они провели на дне реки, цепляясь за большие камни. Таким образом, спасаясь от быстрого течения, они рождались, ели, любили и умирали. Считалось, что тот, кто отпустит камень, обязательно погибнет, потому, как его унесет стремительным потоком воды. Но все же нашелся один храбрец, который отпустил свой камень и поплыл по течению. На своем пути он встречал другие поселения, где существа жили так же, как в его родном поселении. Увидев пришельца, они удивлялись и кричали: «Смотрите, он летает! Это сверхсущество!» На это «свехсущество» отвечало: «Это не так, я такой же, как вы!» Просто отпустите свои камни, полетим вместе со мной». Но никто не отважился сделать так, как он. Педагог-психолог. Камень, за который вы держитесь двумя руками,- ваш страх. Отпустите его и почувствуйте, как напряжение уходит и вы расслабляетесь. Напутствие. Педагог-психолог. Послушайте еще одну притчу. Это история – напутствие из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия». В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жёрнов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость. В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками?» - спросил он. «Действительно, глупо,- ответил путник, но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин. «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой цепи такие тяжелые железные гири?» - поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали там много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой - можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир? А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» - «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жёрнов у себя на шее и понял, что из-за него шёл сгорбившись. Путник отвязал жёрнов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор. Педагог-психолог. Вы, конечно же, поняли, что я желаю вам освободиться от всего старого, ненужного, чтобы изменить свое отношение к жизни и с удовольствием продолжать всем интересоваться. Рефлексия. Упражнение. Участникисеминара становятся в круг. Поочередно заканчивают предложения и делают шаг вперед: - Сегодня я получила… -Я научилась… - Я ощутила… -Я поняла… Игра «Волшебный мешочек». Участники семинара достают из мешочка листочки, на которых записаны ответы на вопрос, заданный в начале семинара «Чего вы ожидаете от сегодняшней встречи?»Обсуждаются, сбылись ли (реализованы ли) их ожидания. Игра «Заморочки из бочки» (позитивные аффирамации). Участники семинара-практикума достают из бочонка по одной карточке с позитивной установкой. Такие установки подбадривают, придают уверенность в себе и своих силах. Педагог-психолог. Уважаемые коллеги! Сегодня мы провели семинар-практикум, цель которого заключалась в психопрофилактике стрессовых явлений. Он был направлен на то, чтобы вы научились преодолевать чрезмерное нервное напряжение.Хочу пожелать вам успехов в работе и надеюсь, что сегодня вы пополнили багаж своих знаний о стрессе и способах его преодоления, а также научились приемам релаксации. Чтобы вы обо всем этом не забывали, предлагаю вам памятки. (Рекомендации по преодолению стресса и сохранению психофизического здоровья) Литература 1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. 2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003. 3. Интернет ресурс. Киселева М.В.Арт-терапия в работе с детьми.- СПб.: Речь, 2006. 4. Коррекционные программы в помощь практическому психологу ДУЗ/сост. О.Марунушкина, Г.Замазий.- Харьков: Изд.группа «Основа», 2008. (Серия «Психология воспитания) 5. Психологическое здоровье дошкольника /сост.Т,И.Прищепа.- Харьков: издат.группа «Основа», 2011. (Серия «Психология воспитания») 6. Социализация дошкольников в условиях ДОУ/сост.Т.И.Прищепа.- Харьков: Издат.группа «Основа», 2009. (Серия «Психолог воспитания»).
Категория: Мои файлы | Добавил: silvanovich77 | Теги: тренинг, практикум, профессиональное выгорание педагога
Просмотров: 193 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Вход на сайт
3d поиск
Цитаты
Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей
Сильванович Анна Владимировна © 2015