Тренинг для педагогов
«Профессиональная адаптация после отпуска»
Цель: укрепление психофизического самочувствие педагогов.
Задачи:
• Сформировать стремление к психофизическому здоровью, равновесию, гармонии;
• Укрепить позитивные чувства, ослабить психическую напряженность, предупредить негативные эмоции;
• Снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния;
• Научить техникам саморегуляции;
• Поддержать оптимальный уровень психического состояния в в условиях профессиональной деятельности.
Материалы и оборудование: материал для диагностики по методике САН, памятка «Формулы самовнушения» (по числу участников); компьютерная презентация «Формулы самовнушения»; натуральные эфирные масла сосны и бергамота, аромалампа; мягкие маты, кресла-пуфики с гранулами, пузырьковые колонны, светильник «Волшебный шар», пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»; музыкальный центр.
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации (СД «Блаженство» из методики М. В. Эльконина «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства»).
Продолжительность: 1 час.
1. Приветствие «Карусель общения»
Инструкция: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Присутствующие начинают одновременно общаться, при этом необходимо обращать внимание только на партнера по общению и на реплики педагога-психолога. По команде педагога-психолога участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера. В ходе общения предлагается: задать интересующий вопрос партнеру; поделиться тем, что в данный конкретный день обрадовало/удивило.
2. Диагностика самочувствия, активности, настроения
Диагностика по методике САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева). Цель – оперативно оценить самочувствие, активность и настроение участников.
3. Мини-лекция «Правила использования формул самовнушения»
На данном этапе педагог-психолог знакомит участников с методом вербального самовнушения Г. Н. Сытина, формулами самовнушения и правилами их использования (используется компьютерная презентация). В конце лекции педагоги получают памятки, содержащие формулы самовнушения (текст памятки, количество формул, их направленность – на усмотрение педагога-психолога).
4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»
Цель: осознать личностные ресурсы.
Инструкция. Участники делятся на пары. Сначала один из партнеров рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном или каком-нибудь своем недостатке. Собеседник внимательно выслушивает, после чего произносит: «Все равно ты молодец, потому что… (продолжает фразу)». Затем участники меняются ролями.
5. Упражнение «Мышечная броня»
Упражнение позволяет развить способность быстро, безболезненно и эффективно менять коммуникативную позицию при общении с окружающими.
Инструкция. Представьте, что вы вернулись с работы домой. Аккуратно повесили свое пальто в шкаф, переобулись в домашние тапочки. К вам подошел сын (дочь, муж) и начал объяснять, почему он не выполнил вашу просьбу. Вы снова «надеваете» маску педагога, строго сдвигаете брови и… Стоп! Работа закончилась, ситуация принципиально изменилась. В детском саду вы занимались воспитанием, обучением, сейчас вы начинаете общение. Вам необходимо сменить позицию «над», перейти «наравне» - она более мягкая, эмоционально насыщенная. Для ее реализации необходимо «освободить» собственные эмоции. Как это сделать?
Перед беседой со своими родственниками глубоко вдохните… При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица… «погасите» глаза… расслабьте губы… освободите шею и грудь… Представьте, что через выдох вы снимаете с себя схватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их. Освободились? Теперь начинайте беседу.
Примечание. На данном этапе участникам можно рассказать о семи кругах «мышечной брони» В. Райха и их влиянии на эмоциональное и физическое состояние человека.
6. Медитация «Встреча с вашим наставником»
Медитация позволяет повысить уверенность в своих силах, активизировать личностные ресурсы для преодоления сложных жизненных ситуаций.
Примечание. При проведении упражнения используется аромалампа с эфирными маслами сосны и бергамота, а также оборудование темной сенсорной комнаты; включаются пузырьковые колонны, пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», светильник «Волшебный шар». Фоном звучит релаксирующая музыка с СД «Блаженство».
Участникам предлагается расположиться в креслах или на мягких матах, расслабиться.
Глубоко расслабьтесь и представьте, что вы стоите у подножия холма, поросшей травой. Стоит яркая лунная ночь. Вы слышите, как ухают совы, деревья шелестят, в кустах шуршит мелкая живность. Воздух сладко пахнет. Посмотрите на вершину холма… там вы замечаете круг стоящих камней, призрачных, таинственных при лунном свете. Вы поднимаетесь на вершину и проходите в круг через два высоких пологих камня. Вы видите, как две тени пронеслись через круг, как будто две фигуры спрятались за камнями, ожидая своего времени. Вы стоите и ждете, чувствуете себя в безопасности. Теплый бриз дует через камни… Через короткое время позади вас в круг входят мужчина и женщина. Они медленно приближаются. Вы чувствуете, как их любовь окутывает вас. Разрешите себе увидеть эти две фигуры. Какие у них черты лица?.. Какого они роста?.. Во что они одеты?.. Какая на них обувь?.. Какие впечатления они у вас вызывают?..
Поприветствуйте – это ваши наставники, пожмите им руки, обнимите их. Наставники напоминают вам о ситуации из вашей жизни, когда у вас что-то очень хорошо получилось, может, это было в детстве, в молодости или совсем недавно. Вы были очень довольны собой в тот момент. Это было состояние большой радости, потому что в вашей жизни случилось что-то очень хорошее. Это была ситуация победы. Вспомните это ощущение: я это сделала, я преодолела себя, я прошла какой-то рубеж. Возможно, вас кто-то похвалил или вы сами поняли, что это счастье случилось. Возможно, вы видите сейчас людей, которые вас поздравляют и благодарят, или радуются вместе с вами. Какие звуки вы слышите вокруг себя?.. Что вы видите?.. Какая картина возникает перед вашими глазами?.. Проживите и почувствуйте еще раз это наслаждение победы. Что происходит с вашим телом?.. Может, у вас распрямляются плечи? Выравнивается осанка? Голова приподнимается? Вспомните, где в вашем теле жила эта радость?.. Если вы вспомнили это состояние – очень хорошо. Теперь вы можете использовать какой – нибудь жест, чтобы зафиксировать это состояние. Любой жест, который будет незаметен для окружающих, но подарит вам уверенность в себе. Сейчас вы можете наслаждаться этим состоянием, говорить с вашими наставниками столько, сколько хотите… Теперь поблагодарите своих наставников… А теперь откройте глаза и вернитесь в свою жизнь. В дальнейшем, чтобы чувствовать себя уверенней, перед выступлением или важным разговором повторяйте жест (движение), который вы придумали, когда были в каменном кругу на вершине холма лунной ночью.
7. Рефлексия
Участникам предлагается рассказать о том, что им понравилось на занятии, что нового они узнали, какие чувства и эмоции испытывали.
Диагностика самочувствия, активности, настроения
(методика В.А. Доскин, Н.А.Лаврентьева)
Тест САН – разновидность опросников состояний и настроений. Представляет собой таблицу, которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация».
Цель - оперативно оценить самочувствие, активность и настроение участников.
Обработка результатов
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состоянич всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.
Например:
7 6 5 4
3 2 1
Чувствую себя 3 2 1 0 Чувствую
Сильным 1 2 3 себя слабым
1 2 3 4
5 6 7
3 2 1 0
Пассивный Активный
1 2 3
Проводится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.
Ключ
• Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
• Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
• Настроение сумма баллов на вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Интерпретация результатов
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.
< 30 баллов – низкая оценка;
30-50 баллов – средняя оценка;
˃50 баллов – высокая оценка.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Диагностика самочувствия, активности, настроения
Инструкция
Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева «0» единица отражает самочувствие – выше среднего, а цифра три – соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.
В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3».
№
п/п Оценки Баллы Оценки
1 Самочувствие
хорошее 3 2 1 0
1 2 3 Самочувствие
плохое ↑
2 Чувствую себя
сильным 3 2 1 0
1 2 3 Чувствую себя
слабым ↑
3 Пассивный 3 2 1 0
1 2 3 Активный
4 Малоподвижный 3 2 1 0
1 2 3 Подвижный
5 Веселый 3 2 1 0
1 2 3 Грустный ↑
6 Хорошее
настроение 3 2 1 0
1 2 3 Плохое
настроение ↑
7 Работоспособный 3 2 1 0
1 2 3 Разбитый ↑
8 Полный сил 3 2 1 0
1 2 3 Обессиленный ↑
9 Медлительный 3 2 1 0
1 2 3 Быстрый
10 Бездеятельный 3 2 1 0
1 2 3 Деятельный
11 Счастливый 3 2 1 0
1 2 3 Несчастный ↑
12 Жизнерадостный 3 2 1 0
1 2 3 Мрачный ↑
13 Напряженный 3 2 1 0
1 2 3 Расслабленный ↑
14 Здоровый 3 2 1 0
1 2 3 Больной
15 Безучастный 3 2 1 0
1 2 3 Увлеченный
16 Равнодушный 3 2 1 0
1 2 3 Заинтересованный
17 Восторженный 3 2 1 0
1 2 3 Унылый ↑
18 Радостный 3 2 1 0
1 2 3 Печальный ↑
19 Отдохнувший 3 2 1 0
1 2 3 Усталый ↑
20 Свежий 3 2 1 0
1 2 3 Изнуренный ↑
21 Сонливый 3 2 1 0
1 2 3 Возбужденный
22 Желание
отдохнуть 3 2 1 0
1 2 3 Желание работать
23 Спокойный 3 2 1 0
1 2 3 Взволнованный ↑
24 Оптимистичный 3 2 1 0
1 2 3 Пессимистичный ↑
25 Выносливый 3 2 1 0
1 2 3 Утомляемый ↑
26 Бодрый 3 2 1 0
1 2 3 Вялый ↑
27 Соображать трудно 3 2 1 0
1 2 3 Соображать легко
28 Рассеянный 3 2 1 0
1 2 3 Внимательный
29 Полный надежд 3 2 1 0
1 2 3 Разочарованный ↑
30 Довольный 3 2 1 0
1 2 3 Недовольный ↑
1. ↑Эти пункты обрабатываются в обратном порядке: 7 6 5 4 3 2 1 балл.
Памятка для педагогов
«Формулы самовнушения»
2016г. с.Апача
Памятка для педагогов
«Формулы самовнушения»
2016г. с.Апача
Формула 1.
«На работу»
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня важным смыслом моей жизни».
Формула 2.
«Перед сложным разговором»
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию»
Формула 3.
«Снятие волнения и нервного напряжения»
«Мне легко, легко и свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко и свободно. Безмятежное счастье».
Формула 1.
«На работу»
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня важным смыслом моей жизни».
Формула 2.
«Перед сложным разговором»
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию»
Формула 3.
«Снятие волнения и нервного напряжения»
«Мне легко, легко и свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко и свободно. Безмятежное счастье».
Правила формулирования и использования формул самовнушения.
1) Текст должен быть коротким, состоять из нескольких фраз.
2) Формулы самовнушения необходимо повторять несколько раз ( иногда до семи раз).
3) Важно непоколебимо верить в «магические» свойства слов.
4) Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.