Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Физическое», «Познавательное», «Речевое».
Цель: развитие познавательной деятельности детей и повышение мотивации к обучению в школе через формирование предпосылок универсальных учебных действий и необходимых умений и навыков.
Образовательные задачи:
Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях; развивать умение применять их в практической деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
Корригировать и развивать мыслительную деятельность («Отгадай ребусы», «Догадайся и ответь», «Зашифрованные слова», «Перепутанные линии», «Математические задачки», «Пропущенные цифры».)
Воспитательные задачи:
Воспитывать коммуникативные навыки, понимание необходимости сотрудничества и взаимопомощи.
Воспитывать у детей готовность к принятию новой социальной позиции «школьника» с целью профилактики школьной дезадаптации.
Предварительная работа: чтение и объяснение пословиц о труде, о школе; разучивание физкультминутки.
Ход занятия.
Ӏ. Организационный момент.
Психолог:
«Добрый день!»- тебе сказали,
« Добрый день!»– ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты!
Игра-приветствие «Клубочек»
Психолог: «Ребята посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Возьмите волшебную ниточку, намотайте ее на пальчик и передайте клубочек своему соседу, говоря при этом вежливые, добрые слова в его адрес».
Психолог: «Ребята, ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы добрые, дружные и приветливые».
(Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)
ӀӀ. Основная часть.
- Игра «Отгадай кроссворд» (3 мин.).
Психолог: «Занятие наше необычное, даже очень символичное. Вы любите путешествовать? (Дети отвечают). Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие. Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться, решив кроссворд».
(Психолог загадывает загадки. Дети отгадывают, выделяют первый звук в слове).
Если снег и если стужа,
Если ветер на дворе.
Чтобы не был ты простужен,
Домик нужен голове. (Шапка)
Траву жует, громко ревет,
Спереди вилы, сзади метла,
Травы наелась - молока дала. (Корова)
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Кафтан на нем зелёный,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
2. Игра с мячом «Догадайся и ответь» (3 мин)
Психолог: «Сегодня мы с вами отправимся в школу («Страну знаний»). Но сначала я хочу задать вам несколько вопросов. Я буду задавать вопрос и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, отвечает на вопрос».
· В детском саду – воспитатель, а в школе? (учитель)
· Как в школе называют детей? (ученики)
· Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
· Стол, за которым пишут ученики - это… (парта)
· Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
· Куда учитель ставит ученикам оценки? (В дневник)
· Перерыв между уроками называется? (перемена)
· Прозвенел звонок, начинается… (урок)
· В детском саду вы приходите в группу, а в школе? (в класс)
- Физкультминутка.
Психолог: «Молодцы! А сейчас пора отправляться в полет. (Дети становятся в круг и берутся за руки).
Давай с тобой обнимемся
(Обнимают друг друга за плечи)
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочки. Двигаются по кругу, взявшись за руки)
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
(Звучит музыка)
4.Игровое упражнение «Встреча с книгой».
Психолог: «Вот мы и прилетели. Посмотрите как тут красиво и интересно!»
(Детей и психолога встречает книга, она не пускает детей в страну Знаний)
Книга Всезнайка: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Всезнайка. Я живу на планете Знаний. Приглашаю вас в гости. Вас ждут необычные приключения, а также вам предстоит пройти несколько испытаний, которые приготовлены для вас на волшебном дереве. После каждого выполненного задания, вы получите карточку с одним словом. В конце путешествия вы из этих слов составите пословицу, которая подскажет вам, как добиться успеха в любом деле. Желаю вам удачи».
а) Задание 1. Упражнение «Вежливые слова»
Психолог: «Все жители нашей планеты знают волшебные слова, которые помогают им спастись от беды и неприятностей. Не сомневаюсь, что и вы знакомы с ними, попробуйте вместе выполнить задание. Выполнять будете их только тогда, когда услышите волшебное слово - пожалуйста, будьте любезны, т.е. без вежливого слова не выполнять движения»
Улыбнись, пожалуйста!
Поднимите руки вверх!
Подпрыгните, будьте любезны!
Будьте добры, возьмитесь за руки!
Крикните громко «Ура!»
Психолог: «Вы прекрасно справились с заданием, и получаете карточку со словом «ТРУДА»
б) Задание 2. Игра «Зашифрованные слова» (3 мин.).
Психолог: « В нашей стране жители очень любят расшифровывать слова. Попробуйте расшифровать слова, выделяя первый звук в начале слова»
(Психолог дает детям следующую карточку « БЕЗ»)
в) Задание 3. Игра «Перепутанные линии».
Психолог: «Жители страны предлагают распутать слова и прочитать, что у вас получилось».
Психолог: «Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы! Получите карточку со словом «НЕ ВЫТАЩИШЬ»
г) Задание 4. Игра «Математические задачки».
Психолог: «В нашей стране живут люди, у которых прекрасные математические способности. А вы, умеете решать математические задачки?»
К серой цапле на урок
Прилетела 7 сорок,
А из них лишь три сороки,
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4).
Задали детям в школе урок:
Прыгало в поле 10 сорок,
Четыре взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок? (6)
Пять цветочков у Наташи,
И еще дал два ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7)
В снег упал Сережа,
А за ним Алеша.
А за ним Ирина,
А за ней Марина.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5)
Психолог: «Ребята получите следующую карточку со словом
« И РЫБКУ»
4.Физкультминутка «Переменка» (1 мин.)
Психолог: А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть.
Переменка! Переменка! (Стоят по кругу, хлопают в ладоши.)
Отдохните хорошенько.
Можно бегать и шуметь, (Бегают по группе.)
Танцевать и песни петь, (Танцуют.)
Можно сесть и помолчать, (Приседают на корточки и затихают.)
Тихо – чур! – нельзя скучать! (Вскакивают и прыгают.)
д) Задание 5. Упражнение «Пропущенные цифры». (3 мин)
Психолог: «Отдохнули ребята, нас ждут еще испытания. Вам предлагают присесть за столы и выполнить следующее задание. Внимательно просмотрите ряды, и вставьте пропущенные цифры».
Психолог: «Отлично, и с этим заданием вы очень хорошо справились и получаете последнюю карточку со словом « ИЗ ПРУДА». Ребята, мы с вами заработали все слова из пословицы. А теперь давайте составим пословицу из слов, которые вы заработали во время нашего путешествия».
Психолог: «А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось».
ПОСЛОВИЦА. «БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКИ ИЗ ПРУДА»
Психолог: «Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Без труда, без усилия, без старания не выполнишь никакое дело. Если будешь лениться, не сможешь ничего сделать…
Книга: Во время вашего путешествия я убедилась, что вы очень умные и любознательные. Вы готовы идти в школу, где вас ожидают постоянные путешествия на планету Знаний.
Психолог: Ребята, нам пора возвращаться обратно в садик.
Становитесь в круг, возьмитесь за руки, мы отправляемся в полет.
Давай с тобой обнимемся
(Обнимают друг друга за плечи)
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочки. Двигаются по кругу, взявшись за руки)
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
(Звучит музыка)
Психолог: «Вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам путешествие? Ребята у меня в руках две копилки: одна копилка – это ваши будущие успехи ученика, вторая - ваши трудности. Как вы думаете, какие трудности будут вас ожидать в школе? Что вам будет легко даваться? Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку».
ӀӀӀ. Рефлексия.
Упражнение «Копилка первоклассника»
Психолог предлагает детям «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.
|