Самообразование
Индивидуальная программа самообразования
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
"Научись любить и понимать людей,
И рядом с тобой всегда будут друзья"
В развитии ребенка- дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличии от его интеллектуального развития. Я считаю, что тема "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста" в настоящее время является особенно актуальной, так как многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо; они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
И поэтому цель моей работы: формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Задачи:
- Развивать коммуникативные навыки;
- развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;
- воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
- развивать у детей навык общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- формировать у детей адекватную самооценку;
- формировать у детей умение и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;
- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
- обучать детей речевым средствам общения.
Тема по самообразованию рассчитана на 3 года
|