«ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЛШЕБНОЙ РЫБКИ»
Цели: развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению окружающих; способствовать снижению уровня тревожности; развивать фантазию и образное мышление, тактильную чувствительность.
Оборудование: песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий цвет («песочный лист»); в нем на песке - «золотая рыбка», вылепленная из влажного цветного песка; влажный песок; сухой цветной песок; поднос с речными камешками; кукла- марионетка «Песочный человек».
Предварительная работа: познакомить детей с обитателями аквариума.
Ход занятия
Психолог приглашает группу детей в свой кабинет. Они садятся на стулья вокруг «песочного листа», прикрытого тканью.
Приветствие.
Психолог. Сегодня я пригласила вас для того, чтобы познакомить с удивительной Песочной страной. Здесь, в песочнице, живет хранитель песка - Песочный человек. Он очень веселый, знает много игр, историй, сказок, но поделится всем этим только с тем, кто будет соблюдать его правила.
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Психолог. Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки.
Педагог вместе с детьми выполняет эти действия.
- Теперь назовите свои имена. (Дети называют.) Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочный человек, приди!
Упражнение «Знакомство с Песочным человеком».
Звучит музыка. Психолог берет в руки куклу-марионетку «Песочный человек».
Психолог. Откройте, пожалуйста, глаза. Давайте знакомиться с Песочным человеком. Послушаем, что он скажет...
Песочный человек.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом Правила моей страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря - Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна.
Дети, поняли меня?!
Музыка затихает. Дети вместе с психологом повторяют стихотворение начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться...».
Рассказ Песочного человека.
Песочный человек. Друзья мои, садитесь на стулья. Я расскажу вам историю про Золотую рыбку.
Звучит музыка.
«В сказочной Песочной стране жила прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее очень любили, и она их тоже любила, но у нее не было похожих на нее подружек.
Однажды Золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые умеют лепить золотых рыбок. “Они мне обязательно помогут!” - подумала Золотая
рыбка и... позвонила в наш детский сад. Она приглашает вас в Песочную страну»
Создание песочной «картины».
Музыка затихает. Психолог снимает ткань с «песочного листа».
Песочный человек. Посмотрите, вот она, Золотая рыбка! Правда, красивая? (Дети делятся своими впечатлениями.) Итак, друзья мои, как вы считаете, мы можем помочь рыбке'1 (Ответы детей.)
- Давайте попробуем слепить из сырого песка подружек Золотой рыбки.
Звучит музыка. Психолог вместе с детьми лепит рыбок. Если кто-либо из детей начал лепить что-то другое, это необходимо поощрить, но нужно обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание.
Песочный человек. Какие разные рыбки получились. Но все-таки они не такие яркие, как Золотая рыбка. Что необходимо сделать, чтобы они засверкали, засияли и превратились в настоящих золотых рыбок? (Предположения детей.) Безусловно, нам поможет цветной песок.
Дети вместе с психологом украшают рыбок.
Психолог. Теперь все рыбки яркие. Давайте украсим и «водоем», где они обитают, на дне хорошо видны разноцветные камешки.
Выставляет поднос с речными камешками.. Дети выкладывают их на песке.
- В сказочной подводной стране есть растения. Кто знает, как они называются? (Водоросли.) Какого они цвета? (Зеленого, бордового.) Возьмем цветной песок и «нарисуем» водоросли.
По окончании работы Песочный человек (педагог) предлагает вымыть руки и сесть на свои стулья.
Рефлексия.
Педагог обращается к детям от своего имени, стараясь вызвать эмпатию к персонажам занятия.
Психолог. Сегодня мы познакомились с Песочным человеком, который научил нас правилам игры с песком, мы помогли Золотой рыбке приобрести друзей и стать по-настоящему счастливой, мы с вами создавали сказку, а это самое прекрасное - быть добрым творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение: я узнала много интересного и прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочным человеком.
- А что узнали вы? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Психолог. Теперь, мои милые творцы, я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Затем приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
|