Суббота, 2024-04-27
САЙТ-ПОРТФОЛИО СИЛЬВАНОВИЧ АННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [11]
Сайт существует
Банк портфолио
Банк Интернет-портфолио учителей
Наш опрос
Кто Вы, посетители сайта?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Упражнения на развитие памяти детей от 1 года до 3 лет
[ Скачать с сервера (400.0 Kb) ] 2019-03-09, 4:16 AM

Игры на развитие обонятельной и вкусовой памяти

Ученые провели исследования: память на запахи - самая сильная из всех существующих. Так, мы можем не помнить точно, как выглядел дом, в котором мы жили в далеком детстве, но, почувствовав запах свежей древесины, мы сразу же вспоминаем о том месте, где мы жили. Также и у многих людей, рожденных в 1970-80-е гг., запах мандаринов сразу ассоциируется с Новым годом, а в душе возникает ощущение праздника. Упражнения, направленные на развитие обонятельной и вкусовой памяти, помогают ребенку составить свое представление о каком-то конкретном предмете, лучше запечатлеть в памяти его образ.

Упражнение "Ароматы кухни"

Насыпьте в пустые баночки, например, из-под витаминов, продукты с сильным запахом. Это может быть кофе, корица, ванилин, зонтики и семена сухого укропа. Расскажите, где что лежит. Затем попросите ребёнка закрыть глаза, поднесите к его носу одну из баночек и предложите, вдохнув аромат, вспомнить, что это за запах.

Упражнение "За столом"

Возьмите несколько разных фруктов и ягод. Пусть это будут любимые фрукты ребёнка - например, банан, клубника, яблоко. Данные продукты не должны вызывать у него аллергию, Нарежьте все кусочками и предложите малышу поиграть в игру. Завяжите ребенку глаза и пусть он попробует по вкусу определить, какой кусочек у него в руке. Глаза можно не завязывать, а просто закрыть ладошками. Объясните ребенку, что это будет что-то вкусненькое. Другой вариант этого упражнения - попробовать определить эти продукты лишь по запаху. Чтобы продукт давал более сильный аромат, его нужно измельчить ложкой. Вместо фруктов и ягод можно использовать другие продукты.

Упражнение "На прогулке"

Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на всевозможные запахи: как пахнет воздух после дождя, как пахнет свежескошенная трава на газоне, как приятно пахнет хвоя. В дальнейшем по запахам учите ребенка различать цветы. Потом предложите вспомнить, почему сегодня так хорошо пахнет в парке (прошел дождь, скосили траву, расцвели деревья). Если вы случайно почувствуете какой-то неприятный запах, скажите ребенку, что это. Это может быть запах жженых листьев, смолы. Расскажите, что неприятные запахи нужно стараться не вдыхать, т.к. они могут быть очень вредны для здоровья. Заодно расскажите ребенку о том, что такое пожар, от чего он может возникнуть, как его тушат и т.д.

Упражнение "Одинаковые баночки"

Возьмите 6 пустых непрозрачных баночек с крышками. Это могут быть как баночки для различных специй, так и самодельные баночки. Во втором случае дырочки с крышками придется сделать самостоятельно, раскалив докрасна обычное шило. На дно баночек наклейте кружки разных цветов, но в сумме у вас должно получиться: 2 баночки с желтым дном, 2 баночки с зеленым дном, 2- с красным. В баночки, где дно одинакового цвета, насыпьте одинаковые пряности. Например, в желтые - гвоздику, в зеленые- кардамон, в красные- мускатный орех. Инструкция для ребенка: "Понюхай все баночки, но ничего не высыпай из них. Переворачивать баночки нельзя. Найди баночки с одинаковым запахом и поставь их рядом группами по 2 штуки". Правильно ли ребенок выполнил задание, вы или он сам можете проверить, заглянув под дно баночки.

Упражнение "За обедом"

Для чего обычно маме нужно, чтобы ее ребенок запомнил вкус блюда? Ну хотя бы для того, чтобы узнать, что именно любит есть ее малыш. Приготовьте обед и, дав ребенку ложечку, попросите его с закрытыми глазами определить, что это за блюдо. Например, дайте ему картошку, а потом кусочек рыбы. Спросите, что ему понравилось больше. Вкусная ли была картошка, а рыба? Когда ваш ребенок запомнит, что какой вкус имеет, он без труда сможет вспомнить, чем его кормили в садике.

Упражнения на развитие двигательной памяти

Собирая пирамидку, перебирая фасоль, выполняя какие-то физические упражнения, ребенок развивает двигательную память. Двигательная память нужна для много: держать ложку, карандаш, зубную щетку, причесываться - ребенок запоминает все эти движения и с возрастом они становятся автоматическими. Особенно выручает двигательная память тех, кто занимается спортом, танцами: если тело помнит, как делать какое-то па, то можно наслаждаться танцем, особо не задумываясь, где повернуться, а где покружиться.

Упражнение "Закручиваем баночки"

Приготовьте баночки различного размера с закручивающими крышками. Кроме того, можно взять баночки, которые закрываются иными способами: с крышкой на защелке, с полиэтиленовой крышкой, с крышкой в виде кусочка целлофана, сверху которого надевается резинка. Банок не должно быть более 5. Пусть ребенок увидит все банки закрытыми. Затем снимите крышки и попросите ребенка вспомнить, на какой банке какая была крышка. Когда к каждой банке найдется крышка, попросите ребенка надеть её. Упражнение с крышками развивает не только многие виды памяти, но и мышечную силу ведущей руки, координацию работы обеих рук.

Упражнение "Нанизывание"

Все дети любят собирать пирамидку, нанизывая на стержень кружочки, квадратики или другие предметы. Это упражнение развивает моторику и способствует концентрации внимания. Но задачу можно усложнить. Соберите пирамидку каким-либо другим способом: наденьте кольца не по мере уменьшения, а по цвету, например,: нижнее колечко синее, следующее за ним желтое, сверху зеленое. Попросите ребенка запомнить эту комбинацию. Затем разберите пирамидку и пусть ваш ребенок соберет ее также, как и вы.

Упражнение "Жмем, не стесняясь!"

Приготовьте несколько предметов, которые легко можно сжать. Это могут быть мягкие тряпочки, маленькие губки, резиновые игрушки. Все это разложите перед ребенком на столике. Предложите ребенку попробовать сжать их, пощупать поверхность, потянуть. В общем, некоторое время ребенок будет изучать новые игрушки. Затем упражнение можно сделать еще более интересным - поиграть с водой. Покажите ребенку, как можно губкой вобрать воду, и что получится, если сжать мокрую губку. Резиновые игрушки воду в себя не впитывают, поэтому ребенку они могут показаться менее интересными (правда, вода может набраться через дырочку). Других детей, наоборот, тряпочки не привлекают, зато резиновые игрушки, особенно те, которые при нажатии на них издают звук, очень даже им нравятся. Также вы можете поиграть и с цветной водой - разлейте воду по мисочкам и добавьте в каждую из них акварельные краски. Обмакните каждую губку в воду определенного цвета и предложите ребенку сжать ее. Многих детей цветные струи приводят в восторг. Чтобы сохранить комнату максимально чистой, стол и пол застелите клеенками, а на малыша наденьте прорезиненный фартук.

Упражнение "Многоэтажка"

Для этого упражнения нам понадобится узкая высокая коробка, либо можно самим сделать трубу из картона (но в этом случае не забудьте сделать дно). Также вам понадобятся несколько предметов, например, яблоко, апельсин и груша. Диаметр коробки должен быть таким, чтобы фрукты смогли войти туда один за одним. Сложите фрукты в коробку в определенной последовательности, например, сначала груша, затем яблоко и апельсин. При этом ребенок должен смотреть, как вы все это делаете. Затем вытащите фрукты из коробки и попросите своего ребенка положить фрукты в коробку в той же последовательности.

Упражнение "Следы"

В то время года, когда следы на земле хорошо видны, возьмите с собой на прогулку еще пару обуви. Пройдитесь по земле с ребенком, а потом сделайте отпечатки еще двух ботинок. Пусть ребенок вспомнит, какие следы сделал он, какие - мама (папа), а какие следы получились от тех ботинок, что вы взяли с собой. Также вы можете учить ребенка ходить, наступая в уже готовые следы. Во-первых, если на улице лежит десятисантиметровый слой снега, то действительно идти легче. Во-вторых, данное упражнение будет способствовать развитию концентрации внимания.

Упражнение "Змейка"

Нарисуйте на асфальте змейку - волнистую линию. В домашних условиях можно положить на пол шнур в виде змейки. Покажите ребенку, как ходить по змейке, и попросите его повторить. Чтобы ходить по змейке было интереснее, скажите ребенку, что эта извилистая линия - тропинка в лесу, и сходить с нее вам нельзя, потому что вокруг много диких зверей. Но пока вы на тропинке - вы в безопасности. Когда ребенок освоит навык хождения по волнистой линии, учите его ходить по нарисованному кругу. Однако круг должен быть достаточно большим - 2-3 метра в диаметре.

Упражнение "Гномик и великан"

Представьте, что вы волшебник. Расскажите ребенку, что волшебники могут творить всякие чудеса и превращать людей в кого угодно. Предложите ребенку интересную игру: он сидит на полу на корточках, руки на коленках. Как только вы говорите: "Превращаю тебя в великана!" - он становится "большим": выпрямляется, поднимает руки. Затем вы говорите: "Превращаю тебя в гнома!" - он становится "маленьким": садится обратно на корточки, руки кладет на коленки.

Упражнение "Кошки-мышки"

На полу или на земле нарисуйте несколько кругов - это будут "домики". Предложите ребенку поиграть в игру: кто-то из вас будет "кошкой", кто-то - "мышкой". "Кошка" гоняется за "мышкой", а "мышка" прячется в "домики". Поиграйте в игру несколько раз. Когда вашему ребенку надоест быть "кошкой" ("мышкой"), поменяйтесь ролями.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Каждый из нас по-разному воспринимает зрительные образы: один, взглянув на тарелку, отметит, какой на ней был рисунок, другой не обрати на рисунок внимания, зато оценит материал, из которого она сделана. Упражнения, направленные на развитие памяти, помогут ребенку стать более наблюдательным, запечатлевать в памяти не только количество предметов, но и их названия, расцветку, узор. Рассматривание картинок поможет ребенку научиться воспринимать плоские изображения.

Упражнение "Обо всем понемногу"

Родившись, ребенок ничего не знает о нашем мире. Это так же, как если бы мы попали на совершенно незнакомую планету. Помогите ему узнать об окружающих предметах и явлениях больше. Где бы вы ни были - дома, на улице, в гостях, остановитесь, чтобы поговорить с ребенком о том, что привлекло его внимание. Фразы должны быть простыми и понятными: "Это кошка (кися). Она пьет молоко. Вот она попила молоко и побежала гулять дальше". После нескольких таких занятий спрашивайте у ребенка об уже знакомых для него предметах: "Кто это? Что он (она) делает? Какого он (она) цвета? Куда он (она) бежит?" Когда ребенок обращает внимание на все детали, развивается не только его наблюдательность, зрительная память, но и мышление, речь.

Упражнение "Новый предмет"

Когда предмет появляется неожиданно, он воспринимается нашим сознанием ярче. Мы можем воспринять большее количество деталей, лучше разглядеть предмет, особенно если нет отвлекающих факторов. Так, зайдя в пустую комнату, где стоит одно лишь кресло, мы будем испытывать сенсорный голод (недостаток впечатлений) и от нечего делать станем рассматривать это кресло. Мы изучим все вплоть до того, что начнем рассматривать крепления и искать год выпуска. Нечто подобное происходит и с ребенком. На пустой стол или однотонное покрывало на диване положите незнакомый ребенку предмет. Накройте его платком. Затем снимите платок и предложите ребенку рассмотреть этот предмет. Расскажите, что это, для чего этот предмет нужен, где используется.

Упражнение "Скотч в помощь"

Возьмите рисунок или фотографию предмета и приклейте с помощью скотча это изображение к реальному объемному предмету. Например, рисунок яблока- к яблоку. Фото машины- к игрушечной машине. Скажите ребенку, что это одно и тоже. Также некоторые предметы можно сразу приклеивать. Например, новый носок, который сам по себе достаточно плоский. Что интересно, в таком виде он уже очень похож на рисунок. Это упражнение поможет ребенку лучше воспринимать плоские изображения.

Упражнение "Обуваем всю семью"

Это упражнение хорошо проводить тогда, когда вы убираете обувь в шкаф до следующего сезона. Вы тщательно моете ее, сушите, набиваете бумагой. Возьмите несколько пар обуви, например, мамины туфли, папины ботинки и две пары обуви вашего малыша. Всю обувь накидайте в кучу, чтобы она перемешалась. Попросите ребенка разобрать обувь по парам. Объясняйте, что это нужно, чтобы вы могли убрать обувь на зиму (на лето), а храниться она должна по парам, чтобы потом можно было легко найти то, что надо.

Упражнение "Строим из палочек"

Приготовьте 20 палочек - это могут быть счетные палочки или спички (в целях безопасности отрежьте от них серные головки). Часть палочек дайте ребенку, такое же количество возьмите себе. Суть упражнения: вы строите из палочек, ребенок повторяет за вами. Для начала возьмите немного палочек, например, себе 3 палочки и 3 палочки дайте ребенку. Сложите из палочек треугольник: сначала сделайте основание, потом бока. Ребенок должен построить эту же фигуру, но из счетных палочек, повторяя за вами шаг за шагом. Постепенно фигуры, которые вы будете строить, желательно усложнять. Так, можно построить домик, телевизор, человечка и пр. Помимо палочек для постройки можно использовать пуговицы, фасоль, листья петрушки и т.д.

Упражнение "Делаем бусы"

Приготовьте 8 бусин: 4 из них должны быть одного цвета, 4 - другого. Это могут быть белые и красные бусины или, например, желтые и синие. Поиграйте в игру: как будто бусины принес мишка и просит вашего ребенка сделать для своей мамы медведицы бусы, или пришла кукла и просит помочь сделать ей бусы для себя. Причем так, чтобы бусины чередовались: сначала белая, потом красная и т.д. Покажите ребенку, как это делать, все поясняйте словами: "Это красная бусина - нанизываем. Теперь должна быть белая бусина Вот она, нанизываем. Теперь снова нанизываем красную бусину..." Не спешите, дайте ребенку возможность вникнуть в этот процесс. Сначала вам придется самому нанизывать бусины, но потом научите ребенка делать это самостоятельно. Если ему будет сложно - подскажите.

Упражнение "Первые книжки"

В арсенале детских игрушек и развивающих игр никогда не будет лишней магнитная азбука. Когда ребенок подрастет, вы по ней сможете учить ребенка читать, а пока азбука поможет надолго заинтересовать вашего малыша и будет способствовать развитию его внимания и памяти. Но, купив магнитные буквы, не заставляйте ребенка тут же учиться грамоте - он слишком мал для этого. Поэтому пока просто будем играть с ними. Итак, упражнение: попросите ребенка найти все буквы определенного цвета, например, красного. Название цвета ребенок пока может и не знать, но сравнивать он уже умеет. Поэтому покажите ребенку 1-2 буквы красного цвета и скажите: "Найди мне все буквы вот такого цвета". Другое задание: выберете любую букву из набора, например, букву А, и попросите ребенка найти вам такую же. Называть букву необязательно - в таком возрасте объемные буквы выступают для малыша просто как фигуры определенной формы.

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Словесно-логическая память неразрывно связана с мышлением и логикой. Данные упражнения не только помогут ребенку освоить новые понятия типа "тяжелый-легкий" и "размер", но и научат ребенка рассуждать, анализировать. Кроме того, в этом возрасте с ребенком уже можно разучивать стишки, песенки, объясняя их смысл.

Упражнение "Чего не хватает?"

Схематично нарисуйте лицо человека. Попросите ребенка называть и показывать его части - глаза, нос, лоб, брови, уши, волосы, губы. Рядом с этим рисунком нарисуйте такое же лицо человечка, но какой-то части лица там не должно быть. Предложите ребенку сравнивать два рисунка и сказать, какой части лица не хватает на втором. Сначала ребенок может не уловить разницы. Тогда сами дайте ребенку правильный ответ и предложите дорисовать недостающую часть лица. Причем объясните, зачем это нужно человечку: "Смотри, у него нет носа. Нужен человечку нос? Конечно, нужен. Иначе ему нечем будет дышать. Давай дорисуем человечку нос".

Упражнение "Размер"

Чтобы ребенок лучше запомнил понятие размера, попробуйте поиграть с ним в такую игру. Возьмите игрушки разного размера: маленькую мышку, зайчика, который будет чуть побольше мышки, и куклу, которая будет больше всех. Вот у вас три игрушки, которые можно расположить по росту. Предложите ребенку накормить всех животных, причем объясните, что мышке надо совсем чуть-чуть, зайчику - побольше, а кукле - больше всех. Чем кормить игрушки? Можно каждому из них дать кусочек хлеба или порцию каши - главное, чтобы все было по-настоящему и пищу можно было бы измерить и положить в кукольную тарелку. Ваш малыш может проявить щедрость и каждому положить полную тарелку. В этом случае остановите ребенка и предложите все-таки дать каждому "по потребностям". Иначе та же мышка объестся и у нее будет болеть живот. Игру в "Размер" можно продолжить и дальше - после еды уложите игрушки спать. Дайте ребенку три лоскутка разного размера, и пусть он укроет каждого соответствующим одеялом.

Упражнение "Собери картинку"

К 3 годам ребенок уже может собрать картинку из 3-4 частей. Вы можете купить готовые кубики, пазлы, но можете сделать разрезные картинки и сами. Например, возьмите карточку, где нарисована машина, и разрежьте ее на 3 части. Причем разрезать ее можно по-разному: прямыми линиями по вертикали, по горизонтали, косыми линиями. Детям младше 3 лет можно предлагать собирать картинки из 2 частей. Причем особенно легко собираются симметричные изображения: радуга, солнышко, яблоко. Такие картинки вы тоже можете сделать сами. Помогая собирать картинку, комментируйте свои действия словами: "Смотри, вот часть колеса и вот часть колеса. Давай попробуем их соединить. Подходит? Подходит. Эти две части одинакового колеса".

Упражнение "Строим вместе"

Строить из конструктора - дело непростое. Чтобы малыш понял, что к чему, сначала познакомьте его с названиями отдельных частей конструктора. Прямоугольный брусок будет кирпичиком, треугольная призма- крышей, объемный полукруг - круглой крышей, палочки- колоннами. Когда ребенок хорошо запомнит название всех предметов, начинайте строить вместе. Сначала ребенок будет строить, подражая вам. Поэтому ваши постройки должны быть очень просты: кубик с треугольной призмой - это домик, вертикально стоящие кирпичики - забор. Проверьте: правильно ли ребенок запомнил вашу постройку, строит ли он ту же конструкцию или нет. Если он где-то ошибся, укажите ему на это: "Смотри, я построил домик с треугольной крышей, а ты с круглой. Твой домик тоже хорош, но зайчата, которые здесь будут жить, хотят, чтобы домики у них были с треугольной крышей. Представьте, если они придут, а у одного будет одна крыша, у другого- другая. Тогда второй будет плакать. Давай сделаем домики с одинаковыми крышами". Такие разговоры очень важны для ребенка, так он будет с большей охотой исправлять свои ошибки (не хочется ведь расстраивать зайчика), а в следующий раз будет более внимательно строить по подражанию, улавливать детали.

Упражнение "Тяжелый и легкий"

Ребенок должен познакомиться с понятием "вес" и запомнить, что это такое. Как это сделать? Разумеется, на практике. В одну ручку положите ему что-то легкое, например, листик с дерева, а в другую ручку - предмет, гораздо тяжелее первого, например, яблоко. Скажите: "Листик легкий, его можно сдуть. Яблоко - тяжелое, мешок яблок поднять уже очень тяжело". Дома и на прогулке ищите предметы, которые имеют разный вес. Например, тополиный пух и тычинки одуванчика очень легкие, на них подуешь - они и улетят. Камешки и дощечки гораздо тяжелее. Объясняйте ребенку, что предметы, которые по размеру могут быть одинаковыми, по весу могут различаться. Например, мячик будет легче яблока, потому что мячик внутри пустой, а яблоко - нет.

Упражнение "Для чего нам..."

В 2-3 года ребенок должен понимать функции отдельных предметов. Он может чего-то не знать, но расширять его кругозор нужно постоянно. Например, расскажите для чего нам нужны бытовые приборы: пылесос убирает пыль, стиральная машина стирает, кухонный миксер делает красивую и вкусную пену, фен быстро сушит волосы. Рассказывайте, для чего нам нужна мебель: на столе мы можем писать или есть, на стуле мы сидим, в шкафу лежит одежда или книги, на диване мы спим. Чтобы ребенок лучше запомнил предназначение предметов, это должно сопровождаться логическими рассуждениями. Например,: "Мы спим на диване. Так? Так. А почему? Потому что на стуле спать неудобно - он маленький. И на столе спать неудобно - он твердый. А на диване спать удобно: он большой и мягкий. Поэтому мы спим на диване".

Упражнения на развитие слуховой памяти

Наш мир полон звуков: за окном чирикает воробей, во дворе лает собака, соседи сверху слушают музыку, капает кран - все это улавливает ребенок с нормальным слухом. Однако родители должны приложить немало сил, чтобы ребенок мог научиться отделять один звук от другого, мог соотносить этот звук с неким образом, например, услышав лай собаки, понять, что это собака. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, обостряют восприятие звуков, развивают чувство ритма, в целом способствуют развитию познавательных навыков.

Упражнение "Отгадай-ка"

Когда вы что-то делаете по дому, знакомьте ребенка с различными звуками домашней бытовой техники. Это могут быть вентилятор, фен, пылесос, миксер. Через несколько дней, а то и недель таких занятий устраивайте ребенку игры: спрятавшись за ширму или уйдя в другую комнату, включите этот прибор так, чтобы ребенок его не видел, а только слышал. Спрятавшись за ширмой, можно предъявлять ребенку и другие звуки: молоточка, бубна, банки, наполненной горохом. Затем спросите: "Что это сейчас шумело?". Если ребенок затрудняется ответить, покажите ему предметы, среди которых будет тот, который шумел, и спросите ребенка: "Что это шумело?"

Упражнение "В кругу семьи"

В некоторых семьях принято, чтобы каждый член семьи, приходя в дом, оповещал о своем появлении как-то по - особенному. Вы тоже можете так сделать: например, договоритесь, что когда будет приходить папа, он будет делать два коротких звонка, когда бабушка - 3 коротких звонка. Пусть это войдет у вас в привычку. Когда ребенок это запомнит, о том, кто сейчас войдет в дверь, он будет знать заранее. Не забывайте, перед тем как открыть дверь, спрашивать у своего малыша: "Как ты думаешь, кто пришел?" Разумеется, возможны ошибки (может прийти кто-то другой), тем не менее, если 2-3 человека регулярно ходят к вам в гости, это упражнение поможет ребенку в развитии слуховой памяти.

Упражнение "Стучим по барабану"

Постучите по барабану и попросите ребенка ударить в барабан столько раз, сколько вы сделали. Сначала ребенок не различит, сколько раз вы стучали, так как только с 1.5 лет дети понимают значение слов "один" и "много", а о счете и говорить нечего. Тем не менее постепенно выполняйте это упражнение. При этом за один раз делайте не более 3 "стуков", чтобы ребенку не было сложно. Так вы не только поможете ребенку развить слуховую память, но еще и научите его счету: сначала до 3, а затем и дальше. В дальнейшем выполняйте это упражнение уже так, чтобы ребенок вас не видел, и о количестве ударов, которое ему надо будет повторить, он бы "спрашивал" у своей слуховой памяти.

Упражнение "Звуки животных"

В городе животных почти нет - в основном только кошки и собаки. Поэтому хорошо было бы съездить в деревню: там есть и петухи, и коровы, и гуси. Учите ребенка изображать звуки животных: петух говорит: "Ку-ка-ре-ку", корова - "Му-у", гусь - "Га-га", кошка - "Мяу", собака - "Гав-гав". Когда вы увидите это животное, спросите: "Как (название животного) говорит?" Пусть ребенок вспомнит. Также можно записать звуки различных животных на кассету или диск, а потом, прослушивая записи, угадывать, кто это. Чтобы ребенку было легче ответить на такой вопрос, разложите перед ним картинки с изображениями этих животных и попросите определить, где чей голос.

Упражнение "Где звонят?"

Вам понадобится звоночек или бубенчик. Ребенок закрывает глаза, а вы тихонько отходите от малыша и звоните, но не очень громко. Попросите ребенка угадать, где звонили. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда был слышен звук, и рукой указать направление. Только после этого разрешается открыть глаза. Если его ответ был неверен, игру повторяют, но не более 4-5 раз. Это упражнение развивает умение определять направление звука, повышает концентрацию внимания на звуке, развивает слуховую память (в разных местах комнаты один и тот же звук звучит по-разному).

Упражнение "Отгадай инструмент"

Купите ребенку различные игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочку, бубен, ксилофон, балалайку, гитару и пр. Барабан лучше купить с металлическим дном - от картонного не будет такого красивого звонкого звука. На досуге каждый член семьи сможет выбрать себе инструмент, и у вас получится прекрасный ансамбль! А пока перейдем к занятиям. Итак, покажите ребенку, какие звуки может издавать каждый инструмент. Затем отвернитесь от ребенка и сыграйте на одном из них так, чтобы малыш не видел, что это за инструмент. Попросите ребенка показать ту игрушку, звучание которой он только что слышал.

Упражнение "Лети к кормушке"

Расскажите ребенку, что у зверей есть свой язык, на котором они говорят. Поэтому белки понимают белок, кошки- кошек, птицы - птиц. Так, например, пение птиц для нас всего лишь приятная мелочь, но для птиц это разговор. В этой игре вы тоже можете побыть "птичками". Один из вас - ведущий, сначала это должен быть взрослый. Сюжет таков: вы - "птичка", например, воробей. Вы нашли кормушку и хотите рассказать об этом другим "птицам". Но корма в кормушке не всегда бывает много, и об этом тоже надо как-то рассказать своим друзьям. Объясняться словами нельзя. Можно разговаривать с другими "птицами" только с помощью бубна. Уговор такой: когда в кормушке мало корма, вы будете стучать в бубен довольно тихо, и ребенок должен идти на носочках. Идет медленно, спешить некуда. Когда корма чуть-чуть больше - вы стучите в бубен громче, и ребенок идет полным шагом. Когда корма вдосталь, вы стучите совсем громко. Это хорошая новость, и ребенок бежит к вам навстречу. Данное упражнение развивает слуховое внимание и память, чувство ритма и координацию.

Упражнение "Найди и покажи"

Для этого упражнения вы можете использовать мобильный телефон или будильник. Найдите хорошую мелодию или заведите будильник и спрячьте его где-то в комнате, например, в шкаф, но так, чтобы ребенок его мог легко достать. Попросите ребенка зайти в комнату и по звуку найти этот предмет. Когда у малыша это получится, обязательно похвалите его и предложите сыграть еще раз. Но для этого ему придется выйти из комнаты. Затем вы можете поменяться ролями, и теперь уже искать предмет будете вы. В качестве музыкального предмета можно использовать музыкальную игрушку, но ее минус в том, что завод может кончиться в самый неподходящий момент, тогда ребенок ее не найдет и огорчится.

Упражнения на развитие эмоциональной памяти

"Человек с каменным сердцем" - так говорят о том, кто не умеет сочувствовать, сопереживать. Во многом подобная холодность связана с тем, что в детстве ребенок недополучал эмоций. Он не видел ярких проявлений чувств, не научился распознавать настроения других людей - вот и получается, что человек - то сам, может быть, и неплохой, но в эмоциональных состояниях людей не разбирается. И наоборот, хорошо развитая эмоциональная память помогает человеку не только понять других людей, но и разобраться в самом себе. Ведь ребенок запоминает не только свои чувства, но и то, что их вызывает, а значит, он чувствует, как ему получить позитивные эмоции и избежать негативных.

Упражнение "Три настроения"

Нарисуйте трех человечков. Они могут быть одинаковыми, но только выражения лиц у них должны быть разными. Один из них улыбается - нарисуйте улыбочку. Второй огорчается, у него уголки рта опущены, улыбочка "перевернута". Третий человек имеет нейтральное выражение лица - в качестве рта нарисуйте ему полосочку. Объясните ребенку, какие эмоции испытывает каждый из этих людей. При этом напоминайте ребенку ситуации, когда он сам испытывал такие эмоции. Первый человечек радуется (помнишь, как ты радовался, когда у тебя получилось построить башенку, когда мы пошли на аттракционы?). Второй человечек чем-то расстроен (помнишь, как ты огорчился, когда упал, когда папа не смог приехать к тебе на утренник?). У третьего человечка обычное настроение (такое настроение у тебя бывает, когда ты рисуешь или слушаешь сказку).

Упражнение "Покажи эмоцию"

Вырежьте из картона или плотной бумаги несколько кругов диаметров 20 см. На каждом круге нарисуйте определенное выражение лица: радость, счастье, грусть, страх, злость. Круги можно приклеить на палочки, и у вас получится несколько своеобразных масок, которыми вы можете закрыть свое лицо. Посадите ребенка к себе на руки и прочтите ему какую-либо историю, где ярко видны эмоции. Например: "Сделали бабка с дедом себе девочку из снега, а она раз - и превратилась в настоящую. Обрадовались они, что теперь у них доченька будет". Закройте соответствующей маской лицо и скажите, что это значит. Произнесите название этой эмоции. Если ребенок захочет, он может попробовать повторить такое же выражение лица.

Упражнение "Домик светлячка"

Многие дети испытывают определенные страхи. Например, боятся темноты. Этот страх можно определить с помощью игры. В дневное время соорудите посреди комнаты домик: на небольшой столик накиньте покрывало и откиньте его край - получится дверь. Предложите ребенку осмотреть новое жилище, залезьте с ним в домик или хотя бы загляните, посидите рядом. Скажите: "Как у тебя тут уютно!" Принесите мягкий маленький коврик, предложите попить чаю прямо в домике. Когда стемнеет, в домик можно принести фонарик - получится еще уютнее. Поиграйте, как будто это домик светлячка. Здесь хорошо и светло. Постепенно ребенок привыкнет к темноте, ведь в маленьком домике он чувствует себя гораздо более защищенным. Возможно, он будет бояться выходить из домика наружу, если в комнате темно. Тогда подбодрите его: "Ну что ты! Ты же светлячок! Светлячки не боятся темноты, в лесу ведь всегда вечером темно, и они привыкли!"

Упражнение "Изобрази эмоцию"

Для выполнения данного упражнения нужно, чтобы ребенок вам доверял, хотел общаться с вами, не боялся раскрыться, подурачиться. Иными словами, здесь важно, чтобы психологическая дистанция между вами была низкой. Поэтому желательно, чтобы этому упражнению предшествовала какая-либо совместная деятельность, например, игра. А теперь собственно задание: вы изображаете на лице какую-либо эмоцию и говорите то, что действительно говорил бы человек (желательно, ребенок) в таком состоянии. Например, вы делаете вид, что плачете. Тогда вам действительно нужно войти в роль и причитать: "У меня сломалась машинка. У-у-у!" - это ребенку понятно. Или вы улыбаетесь и поете: "Ура-ура-ура! Я сегодня пойду в зоопарк!" Или делаете лицо, полное ужаса, и кричите: "А-а-а! Серый волк идет! Убегаем - убегаем!" Многие дети улавливают эмоциональное состояние взрослых и заражаются им, но только взрослые зачастую бывают скупы на чувства. А так, возможно, вам удастся увлечь ребенка. Если вы "плачете" - он вас пожалеет. Если вы "убегаете от волка", то и он, держа вас за руку, помчится в соседнюю комнату.

Упражнение "Делимся игрушками"

Не все дети охотно делятся своими игрушками. Во многом это связано с тем, что ребенок, во-первых, может быть сильно к ним привязан; во-вторых, маленькие дети бояться того, что если игрушку кто-то возьмет поиграть, то он больше ее не отдаст. Что же в этом случае делать родителям? Конечно же, не нужно силой заставлять ребенка отдавать игрушку. Также не следует стыдить своего малыша, мол, какой он жадина. Можно просто рассказать о преимуществах обмена: ты дашь мне игрушки, они тебе дадут поиграть свои игрушки, вы сможете поиграть вместе, у тебя появятся новые друзья. Также во время игры ваш ребенок может без спроса взять чужую игрушку, и тогда хозяин игрушки расстроится. То, что ваш ребенок обидел кого-то, поступил плохо, он может не понять. Поэтому постарайтесь объяснить вашему ребенку, какие чувства испытывает ребенок, у которого он отобрал игрушки. Нужно сравнивать с предыдущим опытом ребенка: "Видишь, как мальчик, у которого ты отобрал совок, плачет? Помнишь, как ты плакал, когда у тебя отобрали машинку? Давай сделаем так, чтобы мальчик не огорчался, и отдадим ему игрушку". Скорее всего, сначала ребенок будет отдавать игрушку неохотно. Но постепенно способность к сопереживанию будет у него расти, и он лучше будет понимать чувство другого человека.

Упражнение "Эгоизму - нет!"

Вы - родитель. Тем не менее вы имеете право на свою жизнь. Вы имеете право на отдых, на досуг, на общение с друзьями, ваша жизнь не должна быть сконцентрирована только на ребенке и его желаниях. Не давайте ему расти эгоистом, пусть он понимает, что у родителей есть свои желания. Например, мама тоже хочет побыть одна и почитать журнал, и все свое свободное время тратить на строительство башенок со своим ребенком ей не хочется. Чтобы ребенок это понимал, не нужно отмахиваться от него фразами: "Подожди", "Я занята" и т.д. Просто вы должны поговорить с ребенком и объяснить ситуацию так, чтобы ребенок ее понял. Приводите сравнения: "Тебе нравится играть с машинками (куклами), а я люблю читать. Давай уважать желания друг друга. Ты пока поиграй немножко, я почитаю, а потом мы снова будем вместе и вместе приготовим обед (погуляем). Чтобы ребенок привык играть самостоятельно, отлучайтесь от него постепенно: сначала на 2 минуты, потом на 3, потом на 5 и т.д. При этом вы не должны испытывать чувство вины: чтобы доказать свою любовь к ребенку, необязательно не отходить от него ни на шаг. Так ребенок научиться уважать права других людей и будет более терпимым.

Категория: Мои файлы | Добавил: silvanovich77 | Теги: Память, лет, до трех, Упражнения, год, игры
Просмотров: 194 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Вход на сайт
3d поиск
Цитаты
Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам
Сильванович Анна Владимировна © 2015