Возрастной кризис – это неотъемлемый этап развития личности ребенка. Это выход на новый этап формирования, когда ребенку открывается новое представление о «взрослости».
Как писал ведущий психолог Л.С. Выготский, « В кризисный период развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер».
Детские психологи выделяют четыре основных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет.
Кризис 7 лет может начаться задолго до этого возраста (иногда даже в пять лет). У некоторых детей он протекает не столь выражено и не так остро, как остальные возрастные кризисы, однако, данный кризис приносит много противоречий и новообразований в жизнь ребенка.
Если до 7 лет ведущая роль в жизни ребенка принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развитии ребенка – младший школьный возраст.
Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Его поведение делается вызывающим и демонстративным.
Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают свое бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?
Воспользуйтесь его новыми умениями, чтобы научить его ладить с окружающими и избегать ненужных ссор и конфликтов.
-Сейчас, например, он хорошо поймет, и сможет воспользоваться такой «инструкцией»: « Не нужно сразу лезть в драку или обвинять братишку что он первым тебя стукнул. Лучше сказать: «Мне было больно и очень обидно, когда ты ударил меня».
-Примерно таким же образом научите его разрешать конфликты и находить общий язык с ровесниками.
Перечисленные в данном разделе возрастные изменения и особенности могут привести к тому, что ребенок в какой- то степени может отдалиться от родителей, станет менее откровенным.
Чтобы избежать этого:
- Делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.
- Интересуйтесь его переживаниями, делами, играми, отношениями с ровесниками. Но старайтесь избегать назойливости. Сочувствуйте всем радостям и горестям своего ребенка.
Старайтесь не терять с ним контакт.
- Обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные фильмы, события вашей жизни. Делитесь с другом чувствами и мыслями, которые они у вас вызвали.
-Каждый день находите время, когда вы с ребенком сможете пообщаться наедине.
Еще несколько слов об особенностях этого возраста
Раньше ребенок быстро забывал о своих радостях и обидах.
Теперь же столкнувшись, например, с отвержением сверстников, он припоминает и прошлые похожие ситуации, анализирует их, делает соответствующие выводы: я никому не нужен. Именно из таких комплексных переживаний и складывается отношение к себе, к другим людям и миру целом.
Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.
В связи с этим ребенок становится особенно восприимчив к критике и замечаниям со стороны взрослых, тяжело переживает конфликты со сверстниками. ( В неблагоприятной ситуации в этот период у детей могут возникнуть различные нервные заболевания – тики, заикания, энурезы).
Отношения со сверстниками приобретают для ребенка все более яркое значение.
Поэтому в этом возрасте дети стремятся играть в общие, «дворовые» игры. То, насколько ты ловок, удачлив, сообразителен и честен в этих общих играх, часто определяет положение ребенка в детском коллективе.
-Если вы обнаруживали, что ребенок недостаточно ловок и подвижен, что он не умеет достойно проигрывать (начинает играть нечестно или дуется на весь мир), обязательно постарайтесь восполнить эти пробелы (запишите ребенка в спортивную секцию, сами примите участие в каких- то игра, если они происходят в вашем дворе или на даче).
-Если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).
-Если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. Возможно, вы сможете помочь
изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят свое отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах.
В поведении ребенка появляется демонстративное манерничанье, которое часто раздражает взрослых, так как воспринимается как неискренность.
И еще несколько советов.
В первую очередь следует понимать, что кризисные периоды, длятся относительно недолго – несколько месяцев, хотя могут тянуться и год, и два. Но в таком затяжном случае кризисный период идет волнами: например, 2 месяца – пик кризиса, потом волна спадает и наступает затишье.
Самое главное условие «безболезненного» прохождения кризисного периода – это принятие своего ребенка таким, какой он есть!
Сейчас ребенка очень нужно ваше уважительное отношение к нему! Относитесь к нему как к равному, давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. Но продолжайте оставаться твердыми в важных воспитательных вопросах, обязательно объясняя, почему именно эти правила необходимо соблюдать.
Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ведь взрослость – это не только умение «работать» за компьютером, но и умение развесить свою одежду или убраться в своей комнате.
Родителям надо суметь вовремя приспособиться к взрослости своего ребенка, и не идти с ним на открытые конфликты. Позволяйте ему ошибаться. Ребенок вправе сделать «ошибку» и столкнуться с ее последствиями.
Ребенку становятся интересны именно взаимоотношения между людьми, а не предметная деятельность. Поощряйте и поддерживайте интерес ребенка к познанию социального мира.
Именно в кризисный период ребенок как никогда наиболее сильно сомневается в своих способностях. Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Хвалите и поддерживайте ребенка.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, одинаково труден и для ребенка и для его родителей.
|